Караимское кладбище в Чуфут-Кале Крыма.
 За время курортного сезона по ущелью Марьям-Дере проходят сотни тысяч туристов, все они идут к древней крепости Чуфут-Кале или к Успенскому монастырю, а вот к Иосафатовой долине мало кто поднимается, хотя от поворота на крепость вверх по тропинке всего минут десять быстрым шагом. Позднее название кладбища - «Долина Иосафата» - несколь­ко раз упоминается в Библии как место, где состоится Страшный Суд. Крымская Иосафатова долина названа так по аналогии с одноименной долиной в окрестностях Иерусалима.Дорога к Чуфут-Кале Ещё сотни лет назад они обе были очень похожи, а с обустройством здесь некрополя и строительством башни на южных обрывах название местности закрепилось и сохранилось до нынешнего дня. Именно здесь, в Иосафатовой долине, и расположено одно из самых древних и крупных захоронений караимов.
 Караи почитали деревья, у них был культ священных дубов, поэтому на караимском языке кладбище называлось «Балта Тиймэз» «топор не тронет». Древние захоронения начинаются сразу за невысокой каменной аркой, к ним, в самое сердце букового леса, ведёт тропа. Тут, среди старых и молодых деревьев, разбросано около семи тысяч надгробий. Ещё несколько тысяч могил с течением веков оказались скрыты под землёй. А те, что на поверхности, хоть и на виду, но сохранились не все. Одни расколоты, другие практически вросли в землю, многие покрыты зелёным мхом, под которым сокрыты надписи на древнем арамейском языке. Каждое надгробие несёт определенную информацию. По этим надписям можно узнать не только имя, род занятий, место жительства и семейное положение захороненного человека, но и составить календарь важ­ных событий. Так, например, учёные выяснили годы, когда в Крыму были эпидемии чумы. Также на каменных надгробиях ведётся летоисчисление по разным календарям - историкам эти плиты помогли сопоставить отличия в хронологии событий разных народов. Есть также указания на активную торговую деятельность крымских караимов и их контакты с Византией, Турцией и Польшей.Караимское кладбище в Чуфут-Кале Почти все здешние надгробия ориентированы с севера на юг, по версии некоторых ученых - в сторону Иерусалима. Изготовлены они в основном из местного известняка, но встречается и привозной материал - мрамор, лабрадорит, габбро. Их формы весьма разнообразны: прямоугольные плиты, гробовидные саркофаги, вертикальные стелы и обелиски. Чаще всего встречаются седловидные памятники с одним или двумя выступами и в виде детской колыбели. Также среди надгробий можно увидеть и так называемые кенотафы безмогильные памятники, представляющие собой, тесанные прямоугольные камни. В те далекие времена это были традиционные символы вечного упокоения умершим вдали от родины. Все плиты украшены цитатами из Библии, резными цветами, листочками. Памятники без надписей, которых  большинство, молчаливо свидетельствуют о пренебрежении жителей к сохранению памяти на земле, это часть мировоззре­ния, аскетическое воспитание караимов в определенный период времени.
 Таинственность и красота этого места, затерянного в тени высоких деревьев, южные обрывы, панорама гор и почти библейский вид Чуфут-Кале и Иосафатовой долины издавна привлекали не только простых путешественников, но и великих художников. В шестидесятых годах XIX века сюда приезжал Иван Крамской, написавший ряд этюдов для картины «Христос в пустыне». Эти места напоминали ему Палестину. Есть также пара довольно известных рисунков Иосафатовой долины итальянского художника Карло Боссоли, который так живописно представлял разные уголки Крыма на своих полотнах. В XIX веке, после того, как жители покинули Чуфут-Кале, кладбище не было заброшено, а напротив,Пещеры в Чуфут-Кале приобрело значение общенациональной усыпальницы. Захоронение здесь считалось почётным, сюда везли покойников из других городов. В советские времена эта традиция была почти забыта, но сегодня караимское общество уделяет древнему некрополю все больше внимания. Молодежный трудовой летний лагерь на Джуфт-Кале (так называют сами караимы Чуфут-Кале) занимается уборкой и сохранением каменного некрополя древних караев.
 Можно отметить, что в Крыму есть ещё несколько караимских кладбищ: на Мангупе, в Севастополе, Симферополе, Евпатории и в Феодосии. В Европе находятся они в Литве, Турции и Польше. В современном мире посещение подобных древних национальных захоронений стало одним из популярных видов туризма. В старинных некрополях царит тишина, гармония, они окружены ореолом загадочности, но всегда складывается ощущение, что все эти тайны истории разгадать нам не под силу.
 Несмотря на то, что караимское кладбище Балта Тиймэз - древнее священное место, так получилось, что через него проходит туристическая тропа для пешего похода по крымскому предгорью и пещерным городам. Пройдя сквозь некрополь и поднявшись на плато, нужно обязательно дойти до его кромки, обращенной на юг. Отсюда открывается удивительный по красоте вид на горы Чатыр-даг и Роман-Кош, плоскогорье Бабуган-яйлы, массивы Бойки и Ай-Петринской яйлы. А внизу, в глубоко лежащей долине, поднимается усеченный конус каменного города - соседа Тепе-Кермена. И, пожалуй, здешний некрополь можно назвать одним из самых светлых мест Крыма, как бы странно это не прозвучало по отношению к кладбищу.